<<< обратно

 

Автограф • Москва»

Основан в 1979 г. лидером популярной московской группы «Високосное лето» Александром Ситковецким. В новый состав он приглашал наиболее компетентных, с его точки зрения, музыкантов, предпочитая профессиона­лизм известности, сценичности и эффектному внешнему виду. Ситковецкий собирал супергруппу, и это ему уда­лось. «А.» сразу стал делать упор на высокое мастерстао инструменталистов, одним из первых в стране плодо­творно занялся арт-роком и симфо-роком.

В начале 1980 г. «А.» получает вторую премию на фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси-80», а летом того же года Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Сергей Брутян (вокал), Леонид Гуткин (бас, фагот), Леонид Макаревич (клавишные), Виктор Михалин (ударные) начинают работать в Москонцерте. Группа много гастролирует и очень популярна. В 1981 г. Брутяна меняет Артур Михеев (экс-«Волшебные сумерки»), позднее начавший выступать под фамилией Беркут. Временами в творчестве «А.» появ­ляются элементы новых, модных стилей (в частности, «но­вой волны»), но основа остается прежней — технически сложный арт-рок.

Середина восьмидесятых — время активной зарубеж­ной концертной деятельности группы, которая вначале удостаивается хороших оценок специалистов, в частно­сти, ее сравнивают с группами «Генезис» и «Йес», но затем, в первую очередь из-за ее академизма, о музыке «А.» отзываются уже более сдержанно, тем более что стиль, им исповедуемый, к тому времени уже вышел из моды. «А.» «возвращается домой», чаще выступает в Союзе, но былой популярности уже нет, не спасает поло­жение и выпуск первого альбома (на «Мелодии»), состав­ленного на основе двух магнитоальбомов, появившихся чуть раньше. Группа всерьез задумывается о своем буду­щем и меняет стиль, играя теперь коммерчески более выгодный хард-поп. Но это не приносит ощутимых резуль­татов, и вернуться в элиту советского рока «А.» не удает­ся. Тогда Ситковецкий решается на смелый шаг. В группу приглашается саксофонист и вокалист Сергей Мазаев, некоторое время работавший в «Здравствуй, песня», вме­сто покинувшего «А.» Макаревича приходит клавишник Руслан Валонен, выступавший в популярной в начале 80-х годов группе «Москва». «А.» теперь больше ориентиру­ется на американскую музыку, в его репертуаре стано­вится больше баллад и лирических песен. Новая про­грамма группы попадает на ее второй диск — «Каменный край».

В 1990 г. на известной американской фирме «Энигма», специализирующейся в последнее время на выпуске пла­стинок звезд «хард-энд-хэви», «Автограф» записывает альбом, в который входит часть записанного заново мате­риала «Каменного края» и абсолютно новые песни.

Одновременно участники «А.» занимаются своими соль­ными проектами: Гуткин и Беркут образуют группу «Роко-ко», а Ситковецкий записывает пластинку современной инструментальной рок-музыки. В середине года группу покидает Мазаев.

 

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Автограф» (1983), «Автограф II» (1984). Пластинки: «Автограф» (ВФГ «Мелодия», 1986), «Каменный край" (ВФГ «Мелодия», 1989).

 

 

«АВТОГРАФ», арт-рок-группа (Москва).

Впервые «АВТОГРАФ» обратил на себя внимание в 1980, блеснув на фестивале Весенние ритмы в Тбилиси, где его эффектный и виртуозный стиль, исключительные вокальные данные и мастерство инструменталистов произвели должное впечатление как на слушаталей, так и на жюри, присудившее группе вторую премию.
Основатель группы, композитор и гитарист Александр Ситковецкий, начинал свою музыкальную биографию в школьных и студенческих группах конца 60-х — начала 70-х годов. Летом 1972 он собрал культовую группу московской подпольной сцены 70-х годов «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО», распад которой летом 1979 и привел к появлению на свет «АВТОГРАФА». В первоначальный состав группы вошли: Александр Ситковецкий (соло-гитара), его коллега по «ВИСОКОСНОМУ ЛЕТУ» Крис Кельми (клавишные, вокал), Леонид Макаревич (клавишные), Леонид Гуткин (бас, фагот; экс-«КУЗНЕЦКИЙ МОСТ»), Владимир Якушенко (барабаны) и вокалист Сергей Брутян, который на раннем этапе существования группы, безусловно, был самой яркой ее фигурой. Выступали они довольно часто и успели сняться в лирической комедии Леонида Квинихидзе Шляпа, но затем группа прошла через серию изменений. Кельми ушел в театр имени Ленинского комсомола, где из обломков группы «ВИКТОРИЯ» создал свое «РОК-АТЕЛЬЕ», а занятый в других проектах Якушенко уступил место дебютанту Виктору Михайлину.
Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя «АВТОГРАФА» известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике Министерства культуры позволила группе, практически не меняя репертуара, перейти на профессиональные рельсы, заключив контракт с Москонцертом. Решив вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по филологии, Брутян в 1981 ушел, а его место занял Артур Беркут Михеев, который до этого недолго пел с группой «ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ». «АВТОГРАФ» интенсивно выступал, гастролировал по стране, записывался. Успехом у слушателей пользовались его песни  Ливень,  Блюз Каприз, пьеса  Марсианские хроники и один из главных хитов тех лет  Ирландия. Ольстер. Тексты для «АВТОГРАФА», как и для «ВИСОКОСНОГО ЛЕТА», писала московская поэтесса Рита Пушкина-Линн.
Внезапное окончание периода либерализма поставило «АВТОГРАФ» и других представителей бывшего андерграунда, легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением «АВТОГРАФА», продолжавшим звучать по радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты Г. Свиридова Время, вперед. В середине 80-х годов группа записала два альбома, позднее положенных в основу их дебютной пластинки (1986).
Вынужденную паузу музыканты использовали для бесконечных репетиций и работы над новым материалом. Следующий крупный опус, сюита  Век N 20, был сочинен под вокальные данные Беркута, включал и оркестровые эпизоды, но оказался интересным только для профессионалов и почитателей близких по замыслу рок-симфоний.
В середине 80-х годов «АВТОГРАФ» становится выездным и начинает выбираться за границы Советского Союза. В июле 1985 это была единственная группа, через телемост представлявшая СССР в международной благотворительной акции Live Aid, хотя ее выступление там едва ли произвело сенсацию. Летом 1987 «АВТОГРАФ» неожиданно для себя получает премию на популярном в странах социалистического лагеря музыкальном фестивале в Сопоте (Польша), впервые выезжает в Слединенные Штаты Америки, где удостаивается доброжелательных откликов музыкальной прессы.
После 1986, когда легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер, «АВТОГРАФ» со своей виртуозной и технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он все больше времени проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени там и потерял его здесь. Пытаясь отыскать новый рецепт успеха, Ситковецкий радикально изменил формулу звучания группы, переключившись на песенный поп-рок. Ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, «АВТОГРАФ» покинул Макаревич.
В новую версию группы вошли клавишник Руслан Валонен, который в начале 80-х годов недолго играл в группе «МОСКВА», саксофонист и певец Сергей Мазаев, ранее — участник ансамбля «ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ». Однако записанный этим составом альбом  Каменный край встретил равнодушный прием, и «АВТОГРАФ» впал в творческую кому, из которой уже не вышел. Летом 1990 Мазаев покинул группу, и в середине 90-х годов, после ряда эфемерных проектов, добился успеха как лидер «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА». Гуткин и Беркут продолжали экзерсисы в области арт-рока с группой «РОКОКО», а Ситковецкий обратился к классической музыке, записав несколько инструментальных альбомов, вышедших в Европе. В 1992 английское телевидение посвятило его творчеству телефильм. В настоящее время Ситковецкий живет в Великобритании.

Андрей Бурлака

Дискография:

Весенние Ритмы. Тбилиси 80 (Мелодия, LP, 1981)
Автограф I (1983)
Автограф II (1984)
Автограф (Мелодия, LP, 1986)
Каменный край (Мелодия, LP, 1989)

 

 

 

Hosted by uCoz