Автограф
• Москва»
Основан
в 1979 г. лидером популярной московской группы «Високосное лето» Александром Ситковецким.
В новый состав он приглашал наиболее компетентных, с его точки зрения,
музыкантов, предпочитая профессионализм известности, сценичности и
эффектному внешнему виду. Ситковецкий собирал супергруппу, и это ему удалось.
«А.» сразу стал делать упор на высокое мастерстао инструменталистов, одним из
первых в стране плодотворно занялся арт-роком и симфо-роком.
В
начале 1980 г. «А.» получает вторую премию на фестивале «Весенние ритмы.
Тбилиси-80», а летом того же года Александр Ситковецкий (гитара, вокал),
Сергей Брутян (вокал), Леонид Гуткин (бас, фагот), Леонид Макаревич
(клавишные), Виктор Михалин (ударные) начинают работать в Москонцерте. Группа
много гастролирует и очень популярна. В 1981 г. Брутяна меняет Артур Михеев
(экс-«Волшебные сумерки»), позднее начавший выступать под фамилией Беркут.
Временами в творчестве «А.» появляются элементы новых, модных стилей (в
частности, «новой волны»), но основа остается прежней — технически сложный
арт-рок.
Середина
восьмидесятых — время активной зарубежной концертной деятельности группы,
которая вначале удостаивается хороших оценок специалистов, в частности, ее
сравнивают с группами «Генезис» и «Йес», но затем, в первую очередь из-за ее
академизма, о музыке «А.» отзываются уже более сдержанно, тем более что
стиль, им исповедуемый, к тому времени уже вышел из моды. «А.» «возвращается
домой», чаще выступает в Союзе, но былой популярности уже нет, не спасает
положение и выпуск первого альбома (на «Мелодии»), составленного на основе
двух магнитоальбомов, появившихся чуть раньше. Группа всерьез задумывается о
своем будущем и меняет стиль, играя теперь коммерчески более выгодный
хард-поп. Но это не приносит ощутимых результатов, и вернуться в элиту
советского рока «А.» не удается. Тогда Ситковецкий решается на смелый шаг. В
группу приглашается саксофонист и вокалист Сергей Мазаев, некоторое время
работавший в «Здравствуй, песня», вместо покинувшего «А.» Макаревича
приходит клавишник Руслан Валонен, выступавший в популярной в начале 80-х
годов группе «Москва». «А.» теперь больше ориентируется на американскую
музыку, в его репертуаре становится больше баллад и лирических песен. Новая
программа группы попадает на ее второй диск — «Каменный край».
В 1990
г. на известной американской фирме «Энигма», специализирующейся в последнее
время на выпуске пластинок звезд «хард-энд-хэви», «Автограф» записывает
альбом, в который входит часть записанного заново материала «Каменного края»
и абсолютно новые песни.
Одновременно
участники «А.» занимаются своими сольными проектами: Гуткин и Беркут
образуют группу «Роко-ко», а Ситковецкий записывает пластинку современной
инструментальной рок-музыки. В середине года группу покидает Мазаев.
ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Автограф» (1983),
«Автограф II» (1984). Пластинки: «Автограф» (ВФГ «Мелодия», 1986),
«Каменный край" (ВФГ «Мелодия», 1989).
«АВТОГРАФ», арт-рок-группа (Москва).
Впервые «АВТОГРАФ» обратил на себя внимание в 1980,
блеснув на фестивале Весенние ритмы в Тбилиси, где его эффектный и виртуозный
стиль, исключительные вокальные данные и мастерство инструменталистов
произвели должное впечатление как на слушаталей, так и на жюри, присудившее
группе вторую премию.
Основатель группы, композитор и
гитарист Александр Ситковецкий, начинал свою музыкальную биографию в школьных
и студенческих группах конца 60-х — начала 70-х годов. Летом 1972 он собрал
культовую группу московской подпольной сцены 70-х годов «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО»,
распад которой летом 1979 и привел к появлению на свет «АВТОГРАФА». В
первоначальный состав группы вошли: Александр Ситковецкий (соло-гитара), его
коллега по «ВИСОКОСНОМУ ЛЕТУ» Крис Кельми (клавишные, вокал), Леонид
Макаревич (клавишные), Леонид Гуткин (бас, фагот; экс-«КУЗНЕЦКИЙ МОСТ»),
Владимир Якушенко (барабаны) и вокалист Сергей Брутян, который на раннем
этапе существования группы, безусловно, был самой яркой ее фигурой. Выступали
они довольно часто и успели сняться в лирической комедии Леонида Квинихидзе
Шляпа, но затем группа прошла через серию изменений. Кельми ушел в театр
имени Ленинского комсомола, где из обломков группы «ВИКТОРИЯ» создал свое
«РОК-АТЕЛЬЕ», а занятый в других проектах Якушенко уступил место дебютанту
Виктору Михайлину.
Успех на тбилисском рок-фестивале
сделал имя «АВТОГРАФА» известным по всей стране, а короткая олимпийская
оттепель в политике Министерства культуры позволила группе, практически не
меняя репертуара, перейти на профессиональные рельсы, заключив контракт с
Москонцертом. Решив вернуться к заброшенной кандидатской диссертации по
филологии, Брутян в 1981 ушел, а его место занял Артур Беркут Михеев, который
до этого недолго пел с группой «ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ». «АВТОГРАФ» интенсивно
выступал, гастролировал по стране, записывался. Успехом у слушателей
пользовались его песни Ливень, Блюз Каприз, пьеса Марсианские хроники и один из
главных хитов тех лет Ирландия.
Ольстер. Тексты для «АВТОГРАФА», как и для «ВИСОКОСНОГО ЛЕТА», писала
московская поэтесса Рита Пушкина-Линн.
Внезапное окончание периода либерализма
поставило «АВТОГРАФ» и других представителей бывшего андерграунда,
легализовавшихся при тех или иных государственных концертных организациях, в
сложное положение: бдительная цензура существенно ограничила их репертуар,
возможность гастролировать сошла на нет, а единственным произведением
«АВТОГРАФА», продолжавшим звучать по радио, оказалась арт-роковая
интерпретация оркестровой сюиты Г. Свиридова Время, вперед. В середине 80-х
годов группа записала два альбома, позднее положенных в основу их дебютной
пластинки (1986).
Вынужденную паузу музыканты
использовали для бесконечных репетиций и работы над новым материалом.
Следующий крупный опус, сюита Век
N 20, был сочинен под вокальные данные Беркута, включал и оркестровые
эпизоды, но оказался интересным только для профессионалов и почитателей
близких по замыслу рок-симфоний.
В середине 80-х годов «АВТОГРАФ»
становится выездным и начинает выбираться за границы Советского Союза. В июле
1985 это была единственная группа, через телемост представлявшая СССР в
международной благотворительной акции Live Aid, хотя ее выступление там едва
ли произвело сенсацию. Летом 1987 «АВТОГРАФ» неожиданно для себя получает
премию на популярном в странах социалистического лагеря музыкальном фестивале
в Сопоте (Польша), впервые выезжает в Слединенные Штаты Америки, где
удостаивается доброжелательных откликов музыкальной прессы.
После 1986, когда легализация рока в СССР
приняла массовый и необратимый характер, «АВТОГРАФ» со своей виртуозной и
технически безупречной, но морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он
все больше времени проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени
там и потерял его здесь. Пытаясь отыскать новый рецепт успеха, Ситковецкий
радикально изменил формулу звучания группы, переключившись на песенный
поп-рок. Ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения, «АВТОГРАФ»
покинул Макаревич.
В новую версию группы вошли клавишник
Руслан Валонен, который в начале 80-х годов недолго играл в группе «МОСКВА»,
саксофонист и певец Сергей Мазаев, ранее — участник ансамбля «ЗДРАВСТВУЙ,
ПЕСНЯ». Однако записанный этим составом альбом Каменный край встретил равнодушный прием, и «АВТОГРАФ»
впал в творческую кому, из которой уже не вышел. Летом 1990 Мазаев покинул
группу, и в середине 90-х годов, после ряда эфемерных проектов, добился
успеха как лидер «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА». Гуткин и Беркут продолжали экзерсисы в
области арт-рока с группой «РОКОКО», а Ситковецкий обратился к классической
музыке, записав несколько инструментальных альбомов, вышедших в Европе. В
1992 английское телевидение посвятило его творчеству телефильм. В настоящее
время Ситковецкий живет в Великобритании.
Андрей Бурлака
Дискография:
Весенние Ритмы. Тбилиси 80 (Мелодия, LP, 1981)
Автограф I (1983)
Автограф II (1984)
Автограф (Мелодия, LP, 1986)
Каменный край (Мелодия, LP, 1989)
|